www.yauchitel.ru
Интересные и полезные ресурсы
Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/
Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/
Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/
Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
Сценарии: http://www.uroki.net
Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.ru
Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете: http://laste.arvutikaitse.ee
Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru
Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com
Познавательный портал: http://clow.ru/
Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru
Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
Яндекс.Метрика

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради Бога, размышляйте,

и хотя и криво, да сами».

Готхольд Эфраим Лессинг

Аннотация.

В статье рассматривается проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов, как способ стимуляции их познавательной активности, раскрытие творческого потенциала и развитие мыслящей личности. Предлагаются варианты использования этой педагогической технологии.

Ключевые слова.

Проектно-исследовательская деятельность, познавательный интерес, творческий потенциал, активные методы.


В данный период программа обучения в начальной школе насыщенна огромным количеством материала, который необходимо донести учащимся в предельно краткие сроки. Опытный педагог знает, что можно дать трафарет и научить выполнять по нему задания - это наиболее быстрый способ получения желаемого результата, однако этот способ подачи материала содержит большой недостаток. В работе по образцу ребенок не учится думать, размышлять, мыслить, и если дополнить или изменить условие, учащийся уже выполнить задание не может. Настоящий учитель не позволит себе применять те методы, которые воспитывают бездумных, механически выполняющих задания и ко всему безразличных людей. Следовательно, необходимо найти те методы и приемы, которые сформируют у учащихся интерес к знаниям, окружающему миру и жизни вообще.

Проблема формирования познавательного интереса - одна из самых актуальных. Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, чтобы они могли успешно учиться. Какие приемы использовать, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал.

Ведущую роль в решении этой проблемы должны играть творческие методы обучения. Именно они являются активными методами, которые вовлекают учащихся в процесс обучения и способствуют приобретению учащимися навыков самостоятельной творческой выработки решений. Благодаря им, обучение становится мотивированным и приобретает эмоциональную окраску, как следствие материал легко перерабатывается и усваивается детьми. Всё это ведет к формированию и развитию не только кратковременной, но и долговременной памяти учащихся как основы «выживаемости» знаний.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность включает в себя два блока: исследовательская деятельность и создание проекта, которые могут существовать как самостоятельно, так и взаимно дополнять друг друга.

В моей работе чаще используется метод исследовательской деятельности. Дети с удовольствием погружаются в атмосферу науки, творческого поиска и сотрудничества, если грамотно организовать учебно-исследовательскую работу. Так как творческая по своей сути работа, будучи органично включенной, в учебный процесс, может обогатить его, а у ребенка разбудить способность к самостоятельной исследовательской деятельности, научить азам организации процесса самостоятельного познания, поэтому повышение интереса и внимания к учебно-исследовательской деятельности не случайно.

Задачи исследовательской работы:
      - обучать учащихся проводить учебные исследования, а так - же исследования личного желания;
      - познакомить учащихся с научной картиной мира;
      - стимулировать интерес у детей к изучению предметов;
      - способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
      - способствовать активному вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс.
Практическая значимость работы:
      - повышается познавательный интерес, мотивация учащихся;
      - углубленное изучение учебного материала;
      - расширение кругозора учащихся в различных областях знания;
      - развитие творческих способностей;
      - развитие коммуникативных способностей у учащихся.

Сразу отмечу, что и проектная деятельность включает в себя эти же задачи и имеет такую же значимость, но подход к реализации этого метода, чаще всего, более масштабный, а следовательно, более продолжительный по времени. Поэтому подготовку к проектно-исследовательской деятельности я начинаю с первого класса, включая мини исследования в учебную деятельность на различных уроках. Например, на уроках русского языка (понаблюдай за рядом слов и определи какая орфограмма в них присутствует и пр.), математики (что общего в данных задачах; в чём различие решения примера без скобок и этого же примера, но со скобками; когда скобки в примерах имеет значение для результата, а когда нет и пр.) и чтения (дайте характеристику герою произведения использую цитаты произведения). Но наиболее благоприятен для использования этого метода окружающий мир.

Приведу пример создания проекта в урочной деятельности по блоку природные зоны. Узнав географическое расположение и климатические условия природной зоны, мы рисовали на листе ватмана панно и делали предположения, какие растения и живые существа могут жить в данных условиях. Затем сверяли предположения с энциклопедической литературой. Далее каждый из учеников брал по представителю природной зоны и дома с родителями его изучал и готовил сообщение для класса, отбирая самую важную и интересную информацию. На уроке каждый ученик представлял своё исследование, и панно пополнялось представителем флоры и фауны. Таким образом, формировалась целостная картина этой природной зоны. Когда компьютерные технологии стали более широко использоваться в нашей жизни, и мы успешно стали их осваивать сообщения монтировались в презентацию.

Так же в нем мы опытным путем определяли условия жизни, как людей, так и растений.

Опыт.

В стаканчики, по количеству учащихся, наливается пресная вода и раствор солёной воды. Стаканчики ставятся на поднос в произвольном порядке. Учащимся предлагается взять стакан и выпить воду.

  • Почему вы не стали её пить? (попался стаканчик с раствором солёной воды)
  • А вы почему выпили? (попался стаканчик с пресной водой)
  • Всякая ли вода подходит для жизни человека? (только пресная)

Опыт.

Предварительно, за 2-3 недели до проведения урока начинаем постановку опыта. В четыре пронумерованных горшка, вместе с учащимися, сажаем ростки одного растения, но создаём разные условия.

- Глядя на экспериментальные определим, какие условия нужны для жизни растений.

Итак, перед вами 4 горшка с одновременно посаженными растениями.

      – В первом отсутствовала почва, хотя его поливали, и было достаточно света.
      – Во втором была почва, его поливали, но оно росло без света.
      – В третьем горшке была почва и свет, но его не поливали.
      – Растение в четвёртом горшке посадили в почву и поливали, было достаточно света.
      – Определите, в каком горшке растения чувствует себя лучше всего.

Сделайте вывод, какие условия нужны для жизни растений?

При рассмотрении природоведческих вопросов, проводятся опыты по исследованию свойств воды, воздуха, снега и льда, некоторых горных пород, явлений природы, например: переход воды из одного состояния в другое, круговорот воды в природе, извержение вулкана и т. д. По ходу демонстрации опыта, школьникам задаются вопросы, и учащиеся самостоятельно строят причинно-следственные связи. Наблюдая за процессом происходящего явления, дети выступают в качестве «маленьких ученых», и сами для себя открывают что-то новое.

Окружающий мир был одним из любимых предметов у моих учеников. Я, надеюсь, что так и в будущем будет. Например, последнее исследование моих нынешних учеников было по теме «Космос». Чтобы расширить кругозор, научить работать с дополнительной информацией, разбудить научный интерес, я предложила подготовить дополнительное сообщение по этой теме и презентовать его. На следующем уроку желающих было треть класса. Основываясь на их материале, была создана модель звездного неба.

Меняются программы, учебники, темы, но неравнодушные, любящие своё дело и беззаветно ему отдающиеся учителя, несмотря ни на что, желают видеть своих учеников думающими, грамотными, творческими людьми, будут искать различные методы и подходы, чтобы добиться желаемого результата. Ведь благодаря неравнодушным и ищущим педагогам свершаются открытия и входят в жизнь новые технологии.


ЛИТЕРАТУРА
      1. Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
      2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
      3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении:— М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
      4. Новожилова С.Г., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. - Москва, 2008 г. -160 с.
      5. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности .- Омск. Гос. Ун-т, 2004.
      6. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. - Томск: гос. Ун-т 2007 г.
      7. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. «Первое сентября» №11, 2008 г.



Поделиться
booked.net
Это интересно

Copyright © 2018.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, использовавшие материалы данного ресурса.