www.yauchitel.ru
Интересные и полезные ресурсы
Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/
Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/
Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/
Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
Сценарии: http://www.uroki.net
Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.ru
Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете: http://laste.arvutikaitse.ee
Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru
Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com
Познавательный портал: http://clow.ru/
Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru
Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
Яндекс.Метрика

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей.


Какими бы прекрасными ни были

наши учреждения, самыми главными «мастерами»,

формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.

Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо

заботиться о повышении педагогической культуры родителей,

разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

(В. А. Сухомлинский.)


Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Именно родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.

Воспитание – дело обоюдное и очень важное Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Воспитательная работа строится по следующим направлениям:

  • Психолого–педагогическое просвещение родителей
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • Участие семей в управлении учебно–воспитательным процессом

Основными активными формами работы являются:

Коллективные: к таким относятся: родительские собрания, круглый стол, конференции, лектории, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов и пр.

Индивидуальные: беседы, консультации, поручения, посещения на дому и пр.

Групповые: работа с родительским комитетом, тренинги, родительские клубы, консультации и т.д.


Как правило, первое непосредственное знакомство с семьёй происходит при посещении семьи школьника в первой четверти (сентябре, октябре) 1 класса. Каждая семья это большой и сложный мир. В каждой из них свои привычки, традиции, свои отношения. Во всём это надо разобраться, выявить сильные и слабые стороны в воспитании детей. Изучение внутрисемейных отношений, разумеется дело сложное, но нужное. Без этого трудно дать конкретнее советы родителям. В беседе с родителями важно выяснить, чем их ребёнок любит заниматься, его участие в домашнем труде, выполнение установленного режима дня, как отдыхал, что прочитано ребёнком, как оборудовано рабочее место для приготовления уроков. Хорошее знание школьников позволяет конкретно планировать воспитательную работу и проводить её с большим успехом.

Первое задание для учащихся - нарисовать рисунок «Моя семья», изучив которые, можно выявить проблемы ребенка в семье. К родительскому собранию неплохо оформить выставку детских работ: поделок, рисунков. Хочется чтобы родители знали: их ждут в школе рады встреч с ними и готовы к сотрудничеству.


С самого начала работы нового коллектива необходимо добиваться того, чтобы и дети, и родители понимали значение требований, которые предъявляет школа. Постараться заинтересовать родителей школьной жизнью, дать возможность проявлять инициативу. Важно поддерживать родителей во всех делах класса и школы. В работе с семьёй неплохо выявить таланты и способности родителей, для того, чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам. Так силами родителей были организованы «Дни именинника», выпуски стенгазет, библиотечные часы.

Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые можно использовать в практической деятельности.

Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.


Первое родительское собрание является, как правило, организационным, поэтому каждый год оно обычно проводилось в начале сентября. На этом собрании вместе с родителями намечался план воспитательной работы на весь год. Родители отмечали, какие консультации хотели бы получить в течение года.

Продуктивно использовать разные формы проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Темы родительских собраний так же могут быть самыми разнообразными:

  • Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка.
  • Счастливая семья. Какая она?
  • Единство семьи и школы.
  • Роль самооценки в формировании личности.
  • Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка и др.

Некоторые классные родительские собрания хорошо проводить с участием детей, например: " Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка". Конечно, такие собрания требуют особой подготовки. Например, к этому собранию, дети писали сочинения, рисовали рисунки на тему "Моя семья", готовили номера художественной самодеятельности. Во время собрания проводилась работа по группам, где родители обсуждали различные ситуации, делились своим мнением по воспитанию детей. Дети же учились общаться, ладить друг с другом и с чужими взрослыми, имели возможность оценить своих родителей "со стороны", а родители имели возможность увидеть, какое место занимает их ребёнок в коллективе, как к нему относятся одноклассники и как он относится к ним.


Очень интересно может пройти собрание "Счастливая семья. Какая она?". Форма проведения – круглый стол. Подготовка к собранию так же организуется задолго до дня его проведения: разучиваются песни, готовятся конкурсы, каждая семья представляет рисунок "Моя родословная", где изображено генеалогическое древо семьи, организуется выставка творческих работ членов семьи, а также семейные альбомы с самыми смешными фотографиями. На собрание родители могут поделиться своим опытом по созданию счастливой семьи.

Подготовить многие собрания помогают родители: уютно оформляют класс, расставляют столы, пишут плакаты и т.д..

В конце года необходимо провести итоговое родительское собрание, на котором родители получают возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, для этого неплохо подготовить выставку лучших тетрадей, дневников, а также концерт.


Прекрасно сплачивает родительский коллектив такая форма работы, как родительские вечера. Родительские вечера проводятся без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с другими родителями, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Вашему вниманию предлагаю темы возможных родительских вечеров:

  • Год рождения ребенка, каким он был, этот первый год?
  • Первые книжки ребенка.
  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
  • "Можно" и "нельзя" в нашей семье.
  • Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?
  • Песни, которые пели мы и поют наши дети.
  • Школьная форма. За и против.

Такие темы вечеров позволяют не только высказывать своё мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, чему-то научиться, сделать определённые выводы. Некоторые родительские вечера можно провести в форме вопросов и ответов. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две - три семьи, так как у них могут быть разные позиции, разные мнения. Так, например, проведя родительский вечер "Школьная форма. За и против" все родители пришли к единому мнению, что форма нужна.


Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке проводятся индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Готовясь к таким консультациям, заранее определяется ряд вопросов. Вот темы возможных консультаций:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

Тематические консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, её можно вынести на собрание, если индивидуальная, то подбирается и рекомендуется тематическая литература, организуются встречи, даются советы к кому обратиться. Предлагаю следующие темы консультаций для родителей:

  • Адаптация первоклассника.
  • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
  • Как развивать плохую память ребенка?
  • Как развивать внимание и внимательность?
  • Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  • Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
  • Грубость и непонимание в семье.
  • Правда и ложь.

1



Поделиться
booked.net
Это интересно

Copyright © 2018.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, использовавшие материалы данного ресурса.