Благодаря изобилию на наших столах и жизни в городских условиях дети перестали понимать и чувствовать ценность наивысшего достижения человечества – хлеба. К хлебу они относятся, как к привычному продукту питания: дешевому, разнообразному, изобильному. Поэтому, к сожалению, некоторые дети позволяют им бросаться в столовой, выбрасывать кусочки хлеба под ноги на пол. Учащиеся смутно представляют с каким тяжелым трудом сопряжено выращивание хлебных культур, каким долгим и тяжелым является путь от зерна до булки на столе. Все эти факты послужили поводом для проведения этого мероприятия.
Дата и место проведения: неделя начальной школы, 25 января 2017 года.
Учитель:
Тему нашего занятия вы узнаете, поставив части стихотворения и прочитав его в правильном порядке.
Дети:
(Стихотворение разделено на части. Дети по группам собирают части в нужной последовательности, затем зачитывают стихотворение).
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
Учитель:
- О чем это стихотворение? Определите тему нашего занятия.
Наше занятие я назвала словами пословицы - «Хлеб – всему голова».
- Как вы ее понимаете?
Как в нашем теле одним из самых важных жизненных органов является голова, так и на нашем столе самым важным продуктом является хлеб.
«Коли хлеб на стол, то и стол престол» гласит народная мудрость. Престол – это самое почетное и важное место в церкви на нем совершается таинство Евхаристии и невидимым образом присутствует сам Господь. Достаточно освятить хлеб на столе и вместе с ним освящаются все продукты. Вот какую ценность имеет хлеб.
Растения, зерна которых годятся в пищу, называют словом «хлеба». Это - пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис. Основные наши кормилицы – пшеница, рожь, ячмень. Они имеют особое название – жито. Слово «жито» народ произвёл от слова «жить». Будет жито – и можно жить!
Сегодня мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий. Вот и сегодня мы встречали наших уважаемых гостей хлебом-солью.
1 – й ребенок:
2 – ой ребенок:
3 – й ребёнок:
(Дети вручают гостям хлеб-соль)
Учитель:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту замечательную корзину. Чего в ней только нет…
Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзине зернышки. Упадут они на землю возле дома – на этом вместе вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки - они оказались вкусными. Это случилось более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки Древние люди заметили, что брошенные в землю зерна прорастают и возвращаются большим количеством. Долгое время люди употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и разводя ее водой. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти так называемые тарелки съедались или отдавались бедным. Хлебом очень гордились. Считается что впервые “изобрели” его египтяне. Хлеб – очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.