www.yauchitel.ru
Интересные и полезные ресурсы
Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/
Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/
Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/
Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
Сценарии: http://www.uroki.net
Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.ru
Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете: http://laste.arvutikaitse.ee
Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru
Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com
Познавательный портал: http://clow.ru/
Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru
Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
Яндекс.Метрика

«Хлеб - всему голова» (продолжение - часть 2)

Задание 2

Учитель:

А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, которые хлебу на стол прийти помогают. Выберите те профессии, которые, по вашему мнению, имеют отношение к хлебу, объясните свой выбор.

Дети:

Из предложенных карточек (агроном, портной, шофер, столяр, тракторист, мельник, механизатор, артист, повар, пекарь, учитель, комбайнёр, кондитер, геолог) выбирают нужные.

Учитель:

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Показ презентации «Хлеб – всему голова»

1 - 2 слайд.

Хлеб - один из важнейших продуктов в мире, основной источник питания, содержащий практически все питательные вещества, необходимые для жизни. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище.


3 слайд

Весной сеют хлеба, которые успевают вырасти и созреть за весну и лето. Называются они Яровые. Название произошло от слова ЯРИЛО, так наши далекие предки славяне назвали солнце. А в конце лета, начале осени сеют хлеба, которым для роста и созревания нужен целый год. Их сажают под зиму и называются они ОЗИМЫЕ. Выпадет снег, но озиме он не страшен. Под снежным покровом земля будет остывать медленно. Эта пшеница надежнее и урожайнее яровой.


4 слайд

- Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?

Дети: земля, солнце, дождик, удобрение, люди разных профессий


А сейчас мы отправимся в путешествие на поле, где увидим, как же люди раньше выращивали хлеб и как это делают сейчас. Перед вами земля.

- Как вы думаете, что же сначала надо сделать?

Дети: Вспахать землю.


5 слайд

В давние времена люди это делали с помощью лошадей и плуга, а сейчас им в этом помогают машины.


Слайд 6

Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют … трактористы. Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

- Ребята, а можно бросать в такую землю зерно?

- Конечно, нет! Нужно сначала разрыхлить или взбороновать.

Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю.

- А как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом?

- Это механизатор.

- Что же здесь нужно посадить? Из чего вырастит хлеб?

Дети: Зерна.

Учитель:

      В землю теплую уйду,
      К солнцу колосом взойду.
      В нем тогда таких как я
      Будет целая семья.

Слайд 7

Раньше сеяли вручную.


Слайды 8

- Сейчас зерно сеют машины. Их называют … сеялки. (Даю возможность ответить самим детям)

      По земле сырой и жесткой,
      Там где тракторы прошли,
      Неглубокие бороздки
      В черной пашне пролегли.
      И до вечера и позже,
      До полночи с темнотой
      Зерна, сыпались как дождик,
      Точно дождик золотой.

- Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?

Дети: Потому что люди работали допоздна.

Учитель:

Работали допоздна, чтобы успеть посадить все, потому что растениям нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти.


Слайд 9 -10

Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце.

За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий как правильно выращивать хлеб, как уберечь от болезней колоски и от вредителей.

Если требуется уничтожить вредителей полей, агроном просит помочь в этом летчиков. Самолет над полем разбрызгивает спец. состав лекарственный для растений.


Слайд 11
      Хлеб созрел.
      В полях моторы
      Песню жатвы завели.
      В степь выводят комбайнеры
      Полевые корабли.

Что же делает комбайн? Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через специальный рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.


Слайд 12

Но так было не всегда. Когда не было таких чудо - машин, люди собирали урожай вручную. Серпами срезали колосья и складывали их в снопы. Затем снопы отвозили на ток и цепями из колосьев выколачивали зерно - обмалывали колосья.


Слайд 13

Затем зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везли на мельницу. Посмотрите, сколько разных мельниц люди придумали. Вот это – ветряная мельница. Ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова, а они мелят муку. Работают там люди по профессии мукомолы или мельники.


Слайд 14 -15

Сейчас зерно везут на мукомольный завод или на элеваторы. Там из зерна делают муку.

Практическая работа.

Рассмотрите и определите что перед вами находится, что общего в этих продуктах и чем они отличаются?

Дети подходят к столику и рассматривают муку и манку.

Ребята, манку оказывается тоже делают из пшеницы. Специальные машины снимают с зернышек оболочки – лузгают их, как семечки! Огромные жернова перемалывают очищенные пшеничные ядра. Потом муку просеивают, отделяя крупные комочки от мелких. Мука более крупного помола и есть манка.

- В начале нашего занятия я говорила о том, что растения, зерна которых используются в пищу, называются - хлебами. Кто помнит, что это за растения? (Это - пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис)


Слайд 16

Известно что из ржи получают ржаную муку, из которой затем пекут чёрный или ржаной хлеб.

- Что еще получают из пшеницы?

Из пшеницы получается мука белая, а еще крупа манная и пшеничная.

Из ячменного зерна удаляют оболочку, затем его шлифуют и получается перловая крупа. Из дробленных ячменных зерен получается ячневая крупа.

Из просо получается знаменитая пшённая крупа, из кукурузы – кукурузная, а из овса – овсяные хлопья.

Вот какой мы прошли с вами долгий путь, а ведь ещё не дошли до булок и каравая. Как говориться «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», а у нас и сказка не быстрая получилась.

Далее муку отвозят на хлебозавод или пекарню. На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.

Показ обучающего фильма «Как делают хлеб»


2



Поделиться
booked.net
Это интересно

Copyright © 2018.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, использовавшие материалы данного ресурса.