Учитель:
А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, которые хлебу на стол прийти помогают. Выберите те профессии, которые, по вашему мнению, имеют отношение к хлебу, объясните свой выбор.
Дети:
Из предложенных карточек (агроном, портной, шофер, столяр, тракторист, мельник, механизатор, артист, повар, пекарь, учитель, комбайнёр, кондитер, геолог) выбирают нужные.
Учитель:
Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Хлеб - один из важнейших продуктов в мире, основной источник питания, содержащий практически все питательные вещества, необходимые для жизни. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище.
Весной сеют хлеба, которые успевают вырасти и созреть за весну и лето. Называются они Яровые. Название произошло от слова ЯРИЛО, так наши далекие предки славяне назвали солнце. А в конце лета, начале осени сеют хлеба, которым для роста и созревания нужен целый год. Их сажают под зиму и называются они ОЗИМЫЕ. Выпадет снег, но озиме он не страшен. Под снежным покровом земля будет остывать медленно. Эта пшеница надежнее и урожайнее яровой.
- Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети: земля, солнце, дождик, удобрение, люди разных профессий
А сейчас мы отправимся в путешествие на поле, где увидим, как же люди раньше выращивали хлеб и как это делают сейчас. Перед вами земля.
- Как вы думаете, что же сначала надо сделать?
Дети: Вспахать землю.
В давние времена люди это делали с помощью лошадей и плуга, а сейчас им в этом помогают машины.
Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют … трактористы. Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
- Ребята, а можно бросать в такую землю зерно?
- Конечно, нет! Нужно сначала разрыхлить или взбороновать.
Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю.
- А как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом?
- Это механизатор.
- Что же здесь нужно посадить? Из чего вырастит хлеб?
Дети: Зерна.
Учитель:
Раньше сеяли вручную.
- Сейчас зерно сеют машины. Их называют … сеялки. (Даю возможность ответить самим детям)
- Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?
Дети: Потому что люди работали допоздна.
Учитель:
Работали допоздна, чтобы успеть посадить все, потому что растениям нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти.
Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце.
За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий как правильно выращивать хлеб, как уберечь от болезней колоски и от вредителей.
Если требуется уничтожить вредителей полей, агроном просит помочь в этом летчиков. Самолет над полем разбрызгивает спец. состав лекарственный для растений.
Что же делает комбайн? Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через специальный рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.
Но так было не всегда. Когда не было таких чудо - машин, люди собирали урожай вручную. Серпами срезали колосья и складывали их в снопы. Затем снопы отвозили на ток и цепями из колосьев выколачивали зерно - обмалывали колосья.
Затем зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везли на мельницу. Посмотрите, сколько разных мельниц люди придумали. Вот это – ветряная мельница. Ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова, а они мелят муку. Работают там люди по профессии мукомолы или мельники.
Сейчас зерно везут на мукомольный завод или на элеваторы. Там из зерна делают муку.
Рассмотрите и определите что перед вами находится, что общего в этих продуктах и чем они отличаются?
Дети подходят к столику и рассматривают муку и манку.
Ребята, манку оказывается тоже делают из пшеницы. Специальные машины снимают с зернышек оболочки – лузгают их, как семечки! Огромные жернова перемалывают очищенные пшеничные ядра. Потом муку просеивают, отделяя крупные комочки от мелких. Мука более крупного помола и есть манка.
- В начале нашего занятия я говорила о том, что растения, зерна которых используются в пищу, называются - хлебами. Кто помнит, что это за растения? (Это - пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис)
Известно что из ржи получают ржаную муку, из которой затем пекут чёрный или ржаной хлеб.
- Что еще получают из пшеницы?
Из пшеницы получается мука белая, а еще крупа манная и пшеничная.
Из ячменного зерна удаляют оболочку, затем его шлифуют и получается перловая крупа. Из дробленных ячменных зерен получается ячневая крупа.
Из просо получается знаменитая пшённая крупа, из кукурузы – кукурузная, а из овса – овсяные хлопья.
Вот какой мы прошли с вами долгий путь, а ведь ещё не дошли до булок и каравая. Как говориться «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», а у нас и сказка не быстрая получилась.
Далее муку отвозят на хлебозавод или пекарню. На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.
О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.