Учебник: "Окружающий мир", часть 2, "Моё Отечество".
Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин
карта, опорные слова, школьный толковый словарь, фрагмент фильма "Александр Невский, видео фрагмент "Схема битвы", медиапроектор.
Урок "открытия" новых знаний по теме "За землю Русскую!" является третьим в разделе "Времена Древней Руси. IX – XIII века", окружающего мира. ( Учебник: "Окружающий мир" 3 класс, часть 2, "Моё Отечество". Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин).
В результате изучения данного раздела формируется система базовых национальных ценностей. Цель данного раздела познакомить учащихся:
Помимо решения исторических задач (перечисленных в конспекте урока), материал данного урока позволяет на высоком уровне формировать универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные, что актуально при работе по ФГОС (ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ) второго поколения, формировать информационную компетенцию с использованием ИКТ и других информационных источников.
Данный урок включает 6 логически связанных частей, причём 4 этап делится на 5 блоков, каждый из которых начинается мотивацией для эффективного решения учебной задачи. Последующие пояснения показывают формы деятельности с использованием ИКТ и других информационных источников.
1 этап: актуализация знаний. Повторение необходимого для данного урока изученного материала, включение в систему знаний - слайды 2 – 3, презентации.
2 этап: постановка проблемы – беседа.
3 этап: выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
4 этап: проект выхода из затруднения – использование ключевых слов и даты: слайд 4,
5 этап: рефлексия, состоит из двух частей: решение кроссворда и просмотр фрагмента фильма "Александр Невский".
6 этап: домашнее задание – мотивация для поиска дальнейшей информации по теме.
Отбор учебного материала соответствует содержанию урока и его основным целям: научная направленность изучаемого материала, доступность, систематичность и последовательность в изучении материала, реализуются внутри предметные и межпредметные связи.
ВНИМАНИЕ! В электронной версии показаны миниатюры слайдов презентации. Всю презентацию вы можете скачать в разделе "Архив файлов".
- Что такое государство? (Работа со школьным толковым словарём в случае затруднения) (Государство – это организация общества в какой–либо стране.)
- Что необходимо для существования государства? (В государстве должны быть правительство, законы, служба порядка, армия.)
- Как и когда возникло Древнерусское государство? ( В 882 году большинство племён объединил новгородский князь Олег, у которого была самая сильная дружина. Своей столицей он избрал город Киев. Жители всех остальных городов признали Олега правителем. Так возникло Древнерусское государство.)
- Где жило большинство русичей? (Из100 любых русичей горожанами были лишь два – три человека, а остальные жили в деревне)
- Какое основное занятие было у большинства древних русичей? (Земледелие)
- Почему вы не можете с уверенностью ответить на поставленные мной вопросы?
- Где мы будем искать ответы на эти вопросы? (Учебник, энциклопедия, интернет, рассказ учителя, учебные и исторические фильмы)
Прочитайте ключевые слова и даты: СЛАЙД 4.
- Что вам знакомо?
Образуйте группы по 4 человека.
Посмотрите на карту Древнерусского государства. С юга соседями были степняки – кочевники. С северо–запада - европейские рыцари.
- Опираясь на вопросы на СЛАЙДЕ 5 и учебник стр. 38, расскажите, что это за народ.
(Выступает та группа, которая первая подготовилась, остальные группы могут дополнить выступление или задать вопрос по окончании выступления).
Степняки – кочевники, это народ, который жил в степи, занимался скотоводством и перемещался с места на место, т.е. кочевал в поисках новых пастбищ. Русичи и степняки торговали, общались друг с другом, но часто и воевали за землю.
- Кто же такие рыцари?
Рыцари – это знатные Европейские воины в тяжёлых железных доспехах в конном строю. Они завоёвывали земли.
Для сравнения посмотрите на вооружение русского дружинника.
Подведение итога данного блока:
Детям повторно задаются вопросы, которые в начале блока их поставили в затруднение.
- Почему же Древнерусские города обносились крепостной стеной?
- Кто в XIII веке угрожал Руси?