www.yauchitel.ru
Интересные и полезные ресурсы
Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/
Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/
Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/
Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
Сценарии: http://www.uroki.net
Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.ru
Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете: http://laste.arvutikaitse.ee
Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru
Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com
Познавательный портал: http://clow.ru/
Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru
Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
Яндекс.Метрика

Медиаурок – открытие новых знаний по предмету " Окружающий мир", 3 класс, образовательная система " Школа 2100".

(окончание - часть 2)

Мотивация

- Итак, у нас еще остались нерешёнными два вопроса:

    1. Кто такой Александр Невский?
    2. Что за дата 1242 год?

4.2 Использование энциклопедий, для получения необходимой информации.

Рассказ подготовленного учащегося. СЛАЙД 9.


Александр был сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. Большую часть своего детства он провел в Северном Переяславле, подолгу жил с отцом в Новгороде. С 1236 года Александр становится самостоятельным правителем Новгородской земли, выполняя поручения своего отца.

В детстве Александр редко видел своего отца – тот постоянно находился в военных походах, воюя Русские земли и расширяя границы влияния Руси. В середине 30-х годов отец начал брать его с собой в походы, где Александр постигал военную науку.

Время не сохранило для нас сколько-нибудь точного портрета этого человека. Автор «Жития Александра Невского» так рисует его портрет: «… и ростом он был выше других людей, и голос его – как труба в народе…» Однако это явно идеализированный образ человека, которому предначертано великое будущее.

После того, как отец Александра становится великим князем, что меняет и политическую роль Александра, теперь он старший наследник. На плечи 18-летнего князя ложится ответственность за оборону от набегов северных соседей рубежей Русского государства. На этом поприще юный князь снискал себе бессмертную славу.


4.3 Мотивация

Я прочитаю отрывок стихотворения, а вы, прослушав его, должны будете ответить на следующие вопросы:

      - За что князь Александр был прозван Невским?
      - С кем сражались русские воины на Неве?
      - С кем произошло следующее сражение?

        А с запада на Русь с мечом полезли немцы, шведы…
        Князь новгородский Александр Руси развеял беды.
        Он шведов на Неве разбил, за что был прозван Невским,
        Псов – рыцарей под лёд спустил, богатырей немецких.
              (В.Таньков)

      - За что князь Александр был прозван Невским?
      - С кем сражались русские воины на Неве?
      - С кем произошло следующее сражение?

4.5.Использование ИКТ, для получения необходимой информации.

Рассказ учителя и по ходу рассказа, демонстрация СЛАЙДОВ 10 -16

Уже в 1240 году крестоносцы штурмом взяли крепость Изборск, расположенную в 40 км от Пскова. Вскоре наступила и очередь самого Пскова, который мог бы выдержать длительную осаду, но был без боя сдан изменниками из числа местной знати. Затем немцами была взята крепость Копорье, и до столицы северных русских земель оставалось 40 км.

Перед лицом непосредственной угрозы новгородские бояре, забыв свою спесь, обратились за помощью князю Владимирскому Ярославу Всеволодовичу, даже сам архиепископ Спиридон явился к Ярославу, прося его послать против немцев Александра.

Собрав дружину, где подобрались крепкие воины, Александр Невский после внезапной атаки выбил немцев из захваченных городов. Получив известие об этом, Ливонский орден, собрав силы, вместе с союзниками выступили в поход на Новгород с 20-тысячным войском.

Александр Невский решил не дожидаться противника на своих землях, а встретить на вражеской территории, собрав 12-15 тысяч воинов, большую часть которых составляли ополченцы из Новгорода. Немцы и русские хорошо знали боевой строй друг друга. Противник рассчитывал легко справиться с русскими, порубив их боевые порядки, где основные силы всегда ставились в центре большого полка. Александр Невский приготовил сюрприз.



Поскольку перед большим полком стоял ещё и передовой полк, князь несколько ослабил центр и поставил его на льду Чудского озера, дав указание отходить при столкновении всё дальше на лёд.



Фланги князь усилил конницей.



И 5 апреля, когда немецкие рыцари выстроились тупым клином, прозванным у русских "свиньёй" врубились в боевые порядки новгородцев, те стали отходить.



Немцы ещё нажали и уперлись в каменистый берег, а затем втянулись на лёд озера. С боков, взяв противника в "клещи", ударила русская конница, смяв немцев и окружив эту "бронированную свинью".



Только тогда в тыл противнику из засады ударила тяжеловооружённая княжеская дружина. Немцы поняли, что оказались в западне.



Лишь немногим немцам удалось спастись бегством по льду озера. Новгородская пехота была вооружена специальными крючьями для стаскивания всадников с коней и самострелами.



Около 7 километров воины преследовали по весеннему льду тяжеловооружённых рыцарей. Каждый из них весил около 120 килограммов. Стал ломаться лёд и многие из них потонули в водах Чудского озера.



Эта битва произошла 5 апреля 1242 года.


Обобщение: просмотр видео фрагмента " Схема битвы".

5.Рефлексия.

5.1 У битвы на Чудском озере есть ещё одно название. Первую часть этого названия вы узнаете из кроссворда.
      1. Основное занятие было у большинства древних русичей? (земледелие)

      2. Соседи Древнерусского государства с юга. (степняки)

      3. Название озера на котором в 1242 году произошло сражение. (Чудское)

      4. Новгородский князь создавший Древнерусское государство. (Олег)

      5. Название реки на которой одержал первую большую победу князь Александр. (Нева)

      6. Какой образ жизни вели племена степняков? (кочевой)

      7. Имя князя прозванного в народе -Невским. (Александр)


5.2 Вторую часть названия вы узнаете просмотрев фрагмент фильма "Александр Невский".

- Какое название получила битва на Чудском озере? (Ледовое побоище)


6. Домашнее задание.

Когда окончилась битва Александр Невский поднял руку на пленённых рыцарей и произнёс слова, которые вошли в историю нашей страны. Их вспоминают каждый раз, когда к границам нашей Родины подходят враги. Начало фразы "Кто с мечём …" выдаётся каждому учащемуся класса. Ребятам предлагается закончить фразу Александра Невского, используя 39 – 41 страницы учебника дома.


2



Поделиться
booked.net
Это интересно

Copyright © 2018.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, использовавшие материалы данного ресурса.