Заняли свои места.
Перед вами неваляшка.
-Какие геометрические фигуры использовали для построения неваляшки? (круги)
-А чтоб получить круг, что нужно начертить? (окружность)
- С помощью чего можно начертить окружность? (циркуль)
У вас на столе лежат циркули.
Я напомню правила пользования острыми предметами. Слайд 8.
1. Циркуль имеет иглу, следовательно, работать надо осторожно, не подталкивая друг друга.
2. Не размахивать руками, когда в них находится инструмент.
3. Циркуль не брать в руки без моего разрешения.
Возьмите альбомный лист и начертите точно такую же неваляшку.
А сейчас покажите свои работы экспертам.
Проблема. Почему вы не смогли выполнить задание? Что вы ещё не умеете делать? (мы не умеем строить окружности нужного размера)
Цель – Чему будем учиться?
Для того чтоб научиться строить окружности нужного размера, мы выполним практическую работу.
а). Возьмите неваляшку и внутри самой большой окружности найдите точку оставленную иголкой циркуля. Поставьте карандашом сверху точку.
-Где находится эта точка? (в центре)
б). Найдите центр и в других окружностях.
в). А сейчас внутри самой большой окружности постройте различные отрезки.
г). Прикрепите полученные работы на доску.
Меня, как учителя интересуют эти отрезки (показываю на хорды), но вы с их названием и свойствами познакомитесь в старших классах.
А мы будем работать вот с этим отрезком. (показываю радиус)
-Как он построен?
-Как бы вы его назвали?
В математике этот отрезок называется радиус.
д). Попробуйте за 30 секунд дать точное определение, что такое радиус.
Радиус – это отрезок соединяющий точку окружности с центром.
е). Проведите радиусы во всех окружностях неваляшки и измерьте их.
-Что заметили?
-Так отчего зависит величина окружности?
А сейчас вы можете построить точно такую же неваляшку?
Не доску вешается чертёж неваляшки с обозначенными радиусами.
Сядьте на свои места. Возьмите чистый альбомный лист и, зная радиусы окружностей, постройте неваляшку.
Какие инструменты вам понадобятся? (циркуль и линейка)
-Для чего необходима линейка? (отмерять величину радиуса.)
-Как вы это будете делать?
Те ребята, которые выполнили задание, несут работы экспертам и начинают работу в группах.
1. Постройте ещё радиусы и измерьте их. Первая группа в верхней окружности, а вторая группа в нижней окружности неваляшки.
Сделайте вывод. Все радиусы одной окружности равны.
2.А сейчас возьмите по кругу. Сложите их пополам. Разверните.
- Через что проходит линия сгиба? (через центр)
- Что такое линия сгиба? (это два радиуса)
- Как бы вы назвали эту линию?
В математике эта линия называется диаметр.
- Что делает диаметр с кругом? (делит его пополам)
Попробуйте через 30 секунд дать точное определение диаметру.
Диаметр – это линия, которая проходит через центр, соединяет точки окружности и делит окружность пополам.
Возьмите свои работы и сядьте на свои места. Начертите цветными карандашами в нижней окружности диаметры и измерьте их.
Сделайте вывод. Все диаметры одной окружности равны.
- Какие новые понятия вы узнали? Слайд 8.
- Где можно использовать новые знания? Слайды с 9 по 14.
- Кто научился строить окружности?
- Где у вас возникли затруднения?
- Над чем нужно ещё работать на следующих уроках?