www.yauchitel.ru
Интересные и полезные ресурсы
Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/
Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/
Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/
Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
Сценарии: http://www.uroki.net
Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.ru
Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете: http://laste.arvutikaitse.ee
Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru
Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com
Познавательный портал: http://clow.ru/
Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru
Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
Яндекс.Метрика
Открытый урок окружающего мира системы «Перспектива»
в 3 классе в рамках аттестации на соответствие занимаемой должности.

«Луг – царство цветов и насекомых»
(продолжение - часть 3)


4.2. Насекомые луга

Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живет. Пришел черед познакомиться с обитателями луга. Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Трава и стебли цветов – зеленые, значит легко остаться незамеченными (кузнечик). Пестрые, значит разноцветным животным можно спрятаться среди растений (бабочки, жуки). На фоне земли могут скрываться животные близких оттенков.

- А каких размеров должны быть животные луга?

- Насекомые существа удивительные. У них шесть конечностей. Они видят и слышат то, что недоступно человеку. Среди насекомых есть полезные и есть вредные, есть красивые и есть безобразные, но все они очень интересные. Сейчас я загадаю загадки, попробуйте отгадать, каких насекомых я загадала.

      Над цветами я летаю,
      То, как солнце, золотая,
      То бела или пестра,
      Лета ясного сестра.
      Не умею петь я песен,
      Но наряд мой так чудесен.
      Одного боюсь, дружок,
      Не попасть бы в твой сачок.
      (Бабочка.)

- А про это насекомое расскажет ваша одноклассница (cообщение ученицы).

Бабочки

Крылья бабочки состоят из тонкой перепонки, которая натянута между жилками. По всей поверхности – и на внешней, и на внутренней части крыла – перепонка покрыта тонким слоем чешуек. Чешуйки очень нежные, хрупкие, поэтому, поймав бабочку, нельзя трогать её за крылья.

Энергию для полёта бабочки получают из солнечного света, а ещё из пищи. У каждого вида бабочек своя еда. Кто-то любит нектар лопуха, кто-то сирени. Бабочки едят очень много – за один приём пищи они могут выпить нектара почти в 2 раза больше собственного веса. С помощью усиков бабочки не только улавливают запахи, но и могут во время полёта огибать ветки даже в самых непроходимых зарослях.

      Сок из цветов я наберу
      И в сотах сладкий мёд коплю.
      (Пчела.)

- А про это насекомое расскажет ваша одноклассница. (Сообщение ученицы.)

Пчелы

С давних пор люди поражались и восхищались пчелиной семьёй, где каждый отдаёт всё, что может, другим членам семьи и сам ни в чём не нуждается. Пчёлы умеют определять время. Они всегда в один и тот же час улетают за цветочной пыльцой и нектаром. Поиски цветущих растений могут продолжаться несколько часов. Целый день над луговыми травами жужжат пчёлы, собирая нектар. Возвращаются пчёлы, как правило, тяжело нагруженные и долго отдыхают перед входом в улей. Потом забираются внутрь, где при помощи других пчёл освобождаются от своей нелёгкой ноши. Из нектара пчёлы делают мёд.

Оса

      Модница крылатая,
      Платье полосатое.
      Ростом хоть и кроха,
      Укусит – будет плохо!
      (Оса.)

Свои гнёзда осы строят под землёй (в пустых норах мышей и других мелких животных), в дуплах и на ветках деревьев, на чердаках домов. Осиное гнездо – это несколько шаров, вставленных один в другой. Взрослые осы питаются цветочным нектаром. А своих личинок они кормят мягкими комочками пережеванной пищи. Для этого они могут поймать муху, убить её своим жалом. Затем отгрызают крылья и ноги, а туловище пережёвывают.

Шмель

Собирать нектар и делать мёд могут не только пчёлы, но и шмели. Именно им они и кормят своё потомство, но медовых запасов на зиму, как пчёлы, не делают. Ведь живут шмели всего одно лето, перезимовать может только одна матка. Весной она просыпается и ищет место для гнезда.

Шмели великолепные опылители. Благодаря своему длинному хоботку они могут добывать нектар из любых цветков. Шмели – единственные опылители ценного корма для домашних животных – клевера. Работают они быстро, вылетают за нектаром в любую погоду. Там, где нет шмелей, урожайность трав уменьшается. Поэтому шмелей и их гнёзда нужно охранять.


4.3. О дружбе цветов и насекомых мы узнаем из электронного приложения.

(ЭП стр 3)


4.4. Насекомые – санитары.

(ЭП стр. 4 Жуки-навозники и жуки-могильщики)

– Ещё об одном санитаре расскажет ученица (cообщение ученицы).

Дождевые черви 3 ряд.

После дождя, когда их норки залиты водой, они выползают на поверхность. Питаются они растительными остатками, которые затаскивают с поверхности почвы. Зимовать черви уползают на глубину до 5-6 м. Черви улучшают структуру почвы, увеличивают её проницаемость для воздуха и влаги.


4.5. Птицы

(ЭП стр 5)


- Живут ли на лугу птицы? Да! Почему? Среди травы можно встретить луговую курочку – куропатку. Название другой птички – жаворонок. Насекомые – основная пища для луговых птиц – перепела, коростеля, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой «пить-полоть», а коростель – громким скрипучим криком «дёрг-дёрг» (поэтому его ещё называют дергач). Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название. Свои гнёзда эти птицы устраивают на земле среди травы.


4.6. Животные

(ЭП стр 6)

– Мы с вами уже говорили, что крупные животные не живут на лугу, хотя и ходят туда за свежей травой, насекомыми. А птицы живут на лугу. Почему? В зарослях трав устраивают себе жилище небольшие животные. Кто это? (Мыши, кроты, ящерицы)

Мышь – полёвка

Живёт мышь – полёвка на полях и лугах. Длина её тела до 12 см, а длина хвоста 6-8 см. Мышь – полёвку легко узнать по узкой чёрной полосе вдоль спины. Активна мышь и днём, и ночью. Гнездо строит себе в земле, а на зиму в вырытых ходах складывает запасы пищи. Поедает семена, побеги и почки растений, а также насекомых и червей.

- Кто питается мышами? (Совы, лисы, мелкие хищники)


4.7. Работа в учебнике.

Прочитайте текст на стр. 105 два последних абзаца и скажите:

- Что ещё растёт на лугу, о чём мы не сказали? (Грибы)

- Что за невидимки обитают в луговой почве? (бактерии).


4.8. Экологический круговорот

(ЭП стр. 7)

Для закрепления сведений составляются схемы, аналогичные тем, которые составлялись на предыдущем уроке, но вместо слова «растения» в схеме помещается слово «травы».

Примерные схемы таковы: травы ← мыши; цветы трав ← бабочки ← жабы; цветы трав ← бабочки ← ящерицы; цветы трав ← бабочки ← птицы; цветы трав ← пчёлы (шмели); травы (семена) ← птицы.


3



Поделиться
booked.net
Это интересно

Copyright © 2018.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, использовавшие материалы данного ресурса.